Главная / Новости / О взимании платы за проезд по федеральным трассам.

О взимании платы за проезд по федеральным трассам.

« Назад

30.07.2015 05:23

О взимании платы за проезд по федеральным трассам.

За проезд грузовых автомобилей по федеральным автомобильным дорогам общего пользования различных категорий в 2015 году будет взиматься обязательная плата. «Московский Комсомолец» отобрал наиболее часто задаваемые вопросы о том, как будет функционировать система взимания платы с грузовиков – и опубликовал ответы на них.

 

Как известно, сеть дорог федерального значения представляет собой сложную структуру, состоящую из более 50 000 км дорог, около 6 000 капитальных мостов и путепроводов, а также большого количества искусственных сооружений (водопропускных труб, шумозащитных сооружений, подпорных стен и т. п.). Столь комплексная система нуждается в постоянном контроле состояния, качественном обслуживании, ремонте и модернизации, требующих капитальных затрат.

К основным факторам повышения воздействия на федеральные дороги можно отнести рост интенсивности и скорости движения грузовых автомобилей (при увеличении их общего количества), а также их максимальных масс и осевых нагрузок. В совокупности все вышеперечисленные факторы ведут к неудовлетворительному состоянию федеральных автодорог, их разрушению и накоплению значительного объема отложенного ремонта.

В различных странах мира проблему финансирования дорожного строительства и ремонта решают по-разному. Наиболее действенный с точки зрения мирового опыта метод — плата за проезд по автомагистралям или дорогам общего пользования различных категорий, то есть переход к принципу «пользователь платит».

Владельцы грузового транспорта нещадно используют автодороги для развития собственного бизнеса, нанося им тем самым сверхнормативный ущерб, который значительно больше, чем от легкового транспорта. Система взимания платы (СВП) вводится как компенсация ущерба автодорогам, который не возмещается за счет действующих налогов. СВП распространяется на владельцев автотранспортных средств, наносящих дорогам наибольший ущерб, — грузовых автомобилей с полной разрешенной массой более 12 тонн.

В соответствии с федеральным законодательством, в частности, статьей 31.1 ФЗ РФ от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (введена в действие с 01.11.2014); Постановлением Правительства РФ от 14 июня 2013 года № 504 «О взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн»; статьей 12.21.3 Кодекса об административных правонарушениях РФ, отныне предусмотрена обязанность владельца ТС с разрешенной массой свыше 12 тонн оплачивать движение по федеральным автодорогам.

Проведенный анализ показывает, что проект внедрения СВП за проезд по федеральным автомобильным дорогам общего пользования с владельцев (пользователей) ТС c максимальной (полной) массой более 12 тонн влечет за собой ряд социально-экономических эффектов в сферах грузовых автоперевозок, ВВП страны, аварийности на дорогах федерального значения в части ДТП. Расчеты показывают, что позитивные эффекты на экономику РФ в целом превышают негативные. Общее влияние на ВВП складывается из комбинации негативного (снижение ВВП из-за изъятия денег из экономического оборота в результате введения платы) и позитивных эффектов: прямого (рост ВВП как результат мультиплицированных инвестиций в дорожную инфраструктуру и СВП) и косвенного (прирост ВВП за счет повышения инвестиционной привлекательности страны).

Наиболее часто задаваемые вопросы о взимании платы за проезд по федеральным трассам

Начиная с какого времени будет взиматься плата?

— В соответствии с принятыми законодательными актами плата будет взиматься начиная с 15 ноября 2015 года.

Как будет работать система взимания платы?

— Для создания и эксплуатации системы взимания платы государством по итогам проведения открытого конкурса будет выбран оператор системы взимания платы (концессионер). Задача оператора — создание СВП и ее эксплуатация. Для удобства владельцев ТС по всей территории страны оператором будет развернута сеть консультационных центров, пунктов оплаты, организованы круглосуточный кол-центр и интернет-сайт. До начала движения владелец автомобиля должен внести денежные средства на счет оператора (3,5 рубля за километр пробега). Для анализа информации о движении автомобилей и мониторинга оплаты будет создан Центр обработки данных.

По мере движения автомобиля средства будут зачисляться в бюджет РФ. Нарушители правил взимания платы будут привлекаться к ответственности в соответствии с КоАП РФ (штрафы от 5 до 450 тыс. рублей). Контроль за соблюдением законодательства будет осуществляться системами мобильного (курсирующие по федеральным трассам спецавтомобили — не менее 180 шт.) и стационарного (рамные конструкции на трассах — не менее 480 шт.) контроля. Система контроля будет фиксировать нарушения в автоматическом режиме с использованием средств фото-, видеофиксации.

Как собранные с водителей деньги будут распределяться по регионам?

— На первом этапе СВП будет действовать только на федеральных трассах. Средства будут поступать в федеральный дорожный фонд и распределяться в предусмотренном Бюджетным кодексом РФ порядке (субсидии и пр.). В дальнейшем действие системы, по согласованию с субъектами РФ, возможно распространить на региональные трассы. Для этого требуется корректировка законодательства и решение субъектов РФ. Технически это возможно: Росавтодором предъявляются требования к системе таким образом, чтобы в дальнейшем имелась возможность распространения ее действия на региональные трассы.

Если система будет работать успешно, сколько денег будут собирать с водителей и в какие сроки благодаря этому можно будет привести в порядок все федеральные трассы?

— По предварительным расчетам, начиная с 2015 года сборы составят около 50 млрд рублей в год. Далее эта сумма будет расти за счет увеличения автопарка и инфляции. В 2019 году качество дорог федерального значения будет соответствовать нормативному состоянию, работы по содержанию и ремонту будут финансироваться на 100% от нормативов.

Как система будет отслеживать, перевозит автомобиль груз или едет пустым? Плата будет сниматься в любом случае?

— Плата не зависит от наличия груза. Разрешенная масса автомобиля определяется документом его завода-изготовителя (ПТС и пр.). Система мобильного и стационарного контроля за счет использования специализированных сканеров будет определять, является ли автомобиль 12-тонником, установлено ли в кабине бортовое устройство и перечислена ли владельцем необходимая плата. Данные автоматически передаются в Центр обработки данных. В случае нарушений подтверждающие их факт документы будут направляться в МВД РФ для привлечения нарушителей к ответственности.

В каком порядке (каким образом) будет необходимо производить оплату движения?

— Порядок установлен Постановлением Правительства РФ от 14 июня 2013 года № 504 («О взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн»). Ознакомиться с текстом постановления можно на сайте Росавтодора в разделе «Взимание платы с владельцев ТС, имеющих массу свыше 12 тонн // Основные документы».

В связи с введением в эксплуатацию СВП прогнозируется ли перераспределение части грузового трафика на региональные дороги? Каковы последствия этого?

— Перераспределение части грузопотоков маловероятно. Это связано с невысокой пропускной способностью региональных дорог, их качеством, которое значительно уступает федеральным, в том числе из-за нехватки финансирования. Кроме того, возможно введение ограничений властями, направленных на сохранение таких дорог. При этом регионы уже проявляли интерес к СВП, в Росавтодор поступил ряд предложений от руководства субъектов о распространении действия системы на региональные дороги. Но пока законодательство не позволяет регионам взимать такую плату: такая возможность обсуждалась, и было принято решение сначала ввести систему в эксплуатацию на федеральном уровне, усовершенствовать законодательство и, с учетом решений субъектов, развивать систему далее.